ПРОЕКТ
ПРЕДСТАВЛЯЕТ

28 èþëÿ 2017 19:42

Холод не тетка

04.03.2010 09:53

Прощаясь. О ценности участия

Как я и обещал в первой записи этого блога, Церемонию открытия Игр я не смотрел. А вот на церемонию закрытия - не удержался и так вполглаза поглядел. Закрытие оказалось очень грамотно и явно без излишних трат оформленным действом. Все-таки более скромные и эмоциональные проводы игр внушают куда более уместные чувства, нежели пафосные их встречи, призванные напустить пыли в глаза. Впрочем, если канадцы уже сделали свое дело и могут «гулять смело», то наше дело только начинается. Предстоит выяснять «кто виноват», «что делать», да и без того ближайшие четыре года будут не самыми простыми, потому что Олимпиада в Сочи должна быть самой лучшей.

А как иначе?

Когда люди в очередной раз произносят избитую фразу о том, что в Олимпийских играх главное не победа, а участие, сразу думаем: «Ага, неудачники так про все говорят». На самом деле мы упускаем из виду, что семиотически полноценное участие так или иначе содержит в себе желание одержать победу. Проще говоря, нету идиотов, которые участвуя в состязании не надеются в нем первенствовать, а если таковые и есть, то употреблять глагол «участвовать» в их отношении - неправильно. Совершенно другой вопрос, что результатом участия многих из них становится не победа, а нечто другое, не редко даже более ценное, чем победа. Идеальный, конечно вариант, - когда «золото» оказывается органической частью вклада участника в свой вид спорта, как в случае с, например, Николаем Паниным-Коломенкиным. Этот человек не только сумел взять первую в российской истории золотую Олимпийскую медаль в 1908 году, но и предопределить вектор развития всего фигурного катания. Сказано и написано о нем достаточно (статьи в «Советском Спорте» , «Спорт-Экспрессе»), причем то, что Панину первому пришла мысль привнести в фигурное катание элементы артистизма и добавить музыкальное сопровождение их выступлениям, ценнее любой награды. Точно так же ценнее не полученной Алексеем Немовым медали в Афинах эта сцена, произошедшая сразу после объявления его оценок.

Кого, в самом деле, волнует мнение судей, когда зал (в котором, кстати, россияне отнюдь не составляли большинства) смотрит своими глазами и делает собственные выводы? Примечательнее всего то, что Немов даже не попытался выжать из ситуации какие-то бенефиты для себя. Вместо этого он успокоил толпу, смирившись с судейским решением, потому что у него уже было нечто более ценное, чем медаль. Насчет соотношения ценностей можно спорить, однако спустя шесть лет информационное пространство безжалостно расставило акценты: имена победителей тех соревнований никто уже не помнит, а Немова помнят во всем мире. А знаете ли вы кто был первым спортсменом, упомянутым лично на церемонии закрытия Зимних игр? Британец Эдди Эдвардс (http://en.wikipedia.org/wiki/Eddie_%22The_Eagle%22_Edwards), более известный под прозвищем «Орёл», который потерпел серьезные лишения ради первого для своей страны участия в соревнованиях по прыжкам с трамплина, в которых занял почётное последнее место. Я хотел бы подчеркнуть: он занял не последнее в тройке место, не последнее в финальной части соревнования, а просто абсолютно последнее место. Из всех. То есть показал худший результат. Но снова - обладателей золотых медалей Калгари-1988 особо никто не помнит, а у Эдди вовсю берут интервью, планируют снимать байопик, в январе вот «Орёл» пробежался с Олимпийским огнем Ванкувера. Почему? Потому что путь, который прошел Эдди ради своего участия был длиннее, чем кое-кто из чемпионов прошел для до своей победы, а следовательно и вклад его больше. Так вот, возможно, Евгения Плющенко можно будет со временем причислить к этим людям, увезшим с Олимпиад больше чем победу. Я откладывал и откладывал разговор об этом, дальше, вроде бы, уже некуда. За десять дней написали уже все. Статистически американцы попроще за своего, продвинутые - за Плющенко, среди российских авторов зеркальная картина. Наиболее интересными мне показались статьи Игоря Порошина, который винит Плющенко в недостаточном внимании к музыке (http://www.sports.ru/tribuna/blogs/bladerunner/68632.html), и Михаила Сёмина, который считает баллы и уверяет, что судейство было в рамках (http://www.championat.ru/olympic10/article-50034.html) установленных заранее правил, кто-то винит Плющенко. С первым я категорически не согласен. Музыка не должна быть ни недостаточно ценной, ни слишком ценной как произведение искусства. Она должна быть гармоничной по отношению к остальным элементам выступления. Шестая симфония Малера достаточно хороша сама по себе, ее можно и просто послушать, чай не Билан, фигурист от нее бы даже отвлекал. По мне так лучшая программа Плющенко вот эта: в ней все удивительно на своих местах. А в Солт-Лейк-Сити Плющенко проиграл (мне отдельно очень нравится этот глагол в отношении обладателя «серебра»!) потому что упал, тогдашняя его программа была очень хороша и близка зрителям.

Что касается оценок и судейства, о принципах которого все-де знали, что мешало выступить как надо и т.д. - здесь мы упускаем один важный фактор. А что если Плющенко знал как судят и, тем не менее, счел для себя возможным только такую программу? Что если он сделал все так, чтобы в первую очередь быть верным собственным принципам? Что если просто не мог по-другому? Я вот пишу этот текст (и все другие) именно таким образом. Безусловно я не против того, чтобы читатели находили что-то интересное в моих текстах, чтобы они (тексты) нравились заказчикам. Однако есть только один человек, принятие которого моим текстам экзистенциально необходимо - это я сам. Все остальные второстепенны. Потому что я пишу очень много текстов, практически только этим и занимаюсь: проснусь, перекушу и вперед - до обеда, если они при этом еще не будут мне нравиться, я просто сойду с ума. Уверен, что катание на льду занимает в жизни Плющенко не меньше места. А значит, у него в своем деле тоже есть принципы, которыми он просто не способен поскупиться, даже ради Олимпийских медалей, которых, кстати, он приносил уже стране: «золото» в 2006-м и «серебро» в 2002-м. А еще, в отличие от меня, и своего коллеги Панина-Коломенкина, он не мог, например, поехать на Олимпиаду под псевдонимом. В результате своим выступлением Плющенко инициировал дискуссию, которая имеет шансы изменить будущее фигурного катания. Чем плохой результат? Этот его поступок и останется в памяти поколений, если, конечно, он не поедет в Сочи.


За исключением катанья на санках, зимние виды спорта как нечто эмпирическое появились в моей жизни довольно поздно. Тем не менее, я не могу сказать, что это произошло случайно, ибо в силу погодных условий за зимними Играми я следил внимательнее, чем за летними. Следил, имея твердое намерение при первой же возможности приобщиться.

Мне потребовалось три вечера во дворце спорта "Крылья Советов", чтобы научиться уверенно кататься на коньках. Настоятельное желание играть в хоккей у человека, впервые вставшего на лёд, когда ему было за двадцать, было полноценной "мечтой идиота", и я очень благодарен своим друзьям, которые отнеслись к нему с пониманием и приобщили меня.

В свою очередь, у прекрасной Светланы Михайловны "Осталось попасть"* Гришиной с журфака ушло меньше двадцати минут, чтобы научить меня базовым лыжным премудростям, все остальное я получил практикой, о чем ни секунды не жалел. Из всех зимних видов, разве что кёрлинг -- этот петанк на льду -- не произвел на меня особенного впечатления, но это значит лишь, что на играх в Ванкувере я буду следить за ним внимательнее обычного.

* -- ее коронная фраза, произносилась после технически правильных, но неточных бросков в баскетбольное кольцо.

РАНЕЕ

Непровальная Олимпиада

Мысль о том, что наша сборная однозначно и безо всякого просвету проиграла Олимпийские игры, отнюдь не так бесспорна, как ее преподносят всевозможные сетевые аналоги передачи «Пусть говорят». Сложно......

2 îòçûâà

 

Дихотомия родных стен

Что ж, донеси менее именитые партнеры по сборной Овечкина в паланкине до овертайма финального матча, глядишь, забросить решающую шайбу довелось бы ему. Поэтому и не будет зачтен в их негласном споре с......

 

Третий шаг истерии

В эти дни обсуждение Олимпийских игр достигает своего пика, и с прискорбием приходится признавать, что в целом реакцию на них можно охарактеризовать как очередной этап непрекращающейся истерии. ...

6 îòçûâîâ

 

ЛОХи на льду

Что же, унижение тоже бывает эпическим. Хотя, тот ли это случай, можно поспорить. Все-таки стоит признать, что если кто-то в этой встрече собирался побеждать, то игра канадцев была единственным......

20 îòçûâîâ

 

Все заметки автора

ДРУГИЕ АВТОРЫ


По состоянию здоровья

Ну вот и довели человека – сначала Леонид Васильевич заболел, а потом, полуприходя в сознание, ушел-таки в отставку. Причем занемог-то он не перебрав в «Русском доме», как многие......


Все проходит

После закрытия Олимпиады в Ванкувере болельщики плавно перешли на материалы, посвященные сборной России по футболу, которая в среду проводит свой последний матч под руководством......


А также в области балета

Из всей грандиозной затеи под названием «Сочи-2014» мне больше всего нравится эмблема. Она и вправду жутко инновационная, как бы сказали наиболее продвинутые товарищи. Что......

1 îòçûâ


Теперь это наша война

Средненькая была Олимпиада, проходная. Это если брать чисто спортивные результаты Игр. Да и с организационной точки зрения Сочи ванкуверскую Олимпиаду эконом-класса точно обставит.......


Отголоски борьбы

В Ванкувере фанаты еще во всю рубились за билетами на матч США — Канада, болели за лыжников, махали национальными флагами и пьянствовали в Олимпийской деревне. У берегов......

2 îòçûâà

ВИДЫ СПОРТА

© ЗАО «Газета.Ru». (1999-2017). Информация об ограничениях.   Обратная связь.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-28061 от 27.04.2007 г.
Адрес учредителя: 125080, Россия, Москва, ул. Врубеля, д. 4, стр. 1
Адрес редакции: 121059, Москва, Бережковская наб., д. 16А, стр. 2.
Телефон редакции: +7 (495) 980 80 28
Факс: +7 (495) 980 90 73
Распространяется бесплатно
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.
Финансовая поддержка сайта осуществляется Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям.
Рубрики «Техзона», «Жилплощадь», «Отдых», «Деньги и Жизнь», «Образование», «Стиль», «Экстрим» являются рекламно-информационными приложениями к «Газете.Ru».
Дизайн-макет: Анатолий Гусев, Петр Бородин

Rambler's Top100